Минэкономики предлагает создать в России аналог европейской онлайн-платформы для урегулирования конфликтов между потребителями и интернет-ритейлерами

Минэкономики предлагает создать в России аналог европейской онлайн-платформы для урегулирования конфликтов между потребителями и интернет-ритейлерами. Объем рынка интернет-торговли в России по итогам прошлого года достиг 650 млрд руб., такая площадка, рассчитывают чиновники, может взять на себя функцию внесудебного рассмотрения споров и будет работать по принципу саморегулирования. Это позволит снизить нагрузку на суды и повысить качество работы онлайн-магазинов, продавших некачественный или бракованный товар.

В распоряжении «Ъ» есть письмо директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономики Максима Паршина «О процедуре внесудебного обжалования споров между продавцами и покупателями в отношении товаров и услуг, приобретенных в интернете». «Письмо было направлено в заинтересованные бизнес-сообщества»,— подтвердила представитель Минэкономики Елена Лашкина. По информации «Ъ», в числе адресатов Торгово-промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия», Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ), Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), Институт развития интернета (ИРИ), Ассоциация европейского бизнеса, Союз потребителей РФ и Международная конфедерация обществ потребителей.
Число жалоб интернет-покупателей растет, а вместе с этим растет и нагрузка на судебную систему, пишет господин Паршин. По его мнению, для урегулирования споров целесообразно рассмотреть зарубежные механизмы досудебного обжалования. Он напоминает о действующей в странах ЕС онлайн-платформе ec.europa.eu/odr, где жалобы потребителей рассматриваются нейтральной стороной без участия судебных инстанций. «На платформе рассматриваются только жалобы резидентов ЕС в отношении товаров и услуг (кроме медицинских и образовательных), купленных в интернете, вне зависимости от места регистрации продавца»,— говорится в подготовленной для письма справке. 

Процедура работы платформы «проста для использования», также следует из письма. Необходимо пройти регистрацию, после чего жалоба подается в электронной форме с приложением документов, подтверждающих полномочия заявителя, и доказательств, подтверждающих факт нарушения прав. После получения жалобы определяется организация, уполномоченная на ее рассмотрение и принятие окончательного решения. Оно должно быть принято в течение 90 дней с момента поступления жалобы. «Департамент полагает, что цель создания и принципы работы платформы достаточно обоснованны и актуальны, а внедрение такой процедуры на территории РФ могло бы поспособствовать повышению уровня защиты прав и интересов потребителей, а также снижению нагрузки на судебную систему»,— следует из документа.

Господин Паршин просит экспертов ответить на ряд вопросов: насколько целесообразно внедрять механизм внесудебного урегулирования споров между продавцами и покупателями, стоит ли создавать единый независимый орган по рассмотрению споров (саморегулируемую организацию, СРО) или ряд отдельных СРО в зависимости от категории товаров и услуг, наделять ли их полномочиями по наложению санкций на продавцов, создавать ли гарантийный фонд на базе СРО путем отчисления в него продавцами определенной суммы для оперативного решения споров и т. д.

Объем рынка интернет-ритейла в России в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах), оценивала Data Insight.

В юридической службе «Юлмарта» считают, что введение внесудебной процедуры, где арбитром будет выступать третье лицо, позволит снизить нагрузку на суды и благотворно скажется на уровне добросовестности участников рынка. «Российской интернет-торговле нужна «система доверия», защищающая права как потребителей, так и продавцов и позволяющая бороться с недобросовестными участниками рынка,— сообщили «Ъ» в ИРИ.— При грамотной совместной разработке системы вместе с заинтересованными ведомствами, компаниями e-commerce и ассоциациями потребителей есть шанс создать полезный и эффективный для потребителей и продавцов инструмент».

Похожий механизм работает в АКИТ, но члены ассоциации вступили в нее добровольно, говорит президент АКИТ Алексей Федоров: «А СРО — прекрасный принудительный рыночный механизм, который изнутри будет решать любые споры членов СРО с покупателями и друг с другом с применением механизма собственного третейского суда». Предположим, потребители купили технику одного и того же производителя в разных магазинах, и она вся ломается, приводит пример господин Федоров. «Клиенты обращаются в СРО, а та принимает решение, что ее члены не будут торговать техникой этого вендора все вместе, и производителя, допускающего большое количество брака, ставят в невыгодное положение,— продолжает он.— С помощью этого механизма будет решена, например, проблема, когда вендоры не несут почти никакой ответственности перед потребителем и перед ритейлом за поставки техники низкого качества».

Идея правильная, она эффективно работает в ЕС, и есть смысл в обозримом будущем брать ее на вооружение, полагает президент НАДТ Александр Иванов. «Сейчас этим занимаются общества по защите прав потребителей, но дополнительные полномочия им не помешают»,— объясняет он. В то же время господин Иванов считает, что СРО хороши «для развитых и сформировавшихся рынков, но для новых развивающихся рынков это обременение»: «А отчисления в фонд покрытия грехов других компаний — гибель для малого и среднего бизнеса».

Роман Рожков, Олег Трутнев
Источник — газета «КоммерсантЪ» 

ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь» © 2016
Адрес: 170028, Россия, Тверская область, г. Тверь, ул. Склизкова, д.116, к.1
Телефон: + 7 (4822) 752-748
E-mail: info@zmipi.ru

Просим при публикации информации указывать ссылку на канцелярию ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь».

Последнее обновление информации 20.08.2018 г..

Пользовательское соглашение | Политика Конфиденциальности


Рейтинг@Mail.ru
SiteSpinUp.ru - создание и продвижение сайтов
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля