Крупнейшая в истории СССР катастрофа на железной дороге — пример конфликта госаппарата и пострадавших

В июне 1989 года на 1710-м км Транссибирской магистрали произошел взрыв, унесший жизни более 500 человек. Последствия трагедии для родственников пострадавших и погибших граждан — наглядный пример конфликта государственного аппарата и пострадавших, считают специалисты Центра медиации и прикладных исследований.  Продолжавшийся в течение шести лет судебный процесс привел к наказанию только двоих человек, перечисленные на счета благотворительных организаций деньги заблокировали в 1992 году, а после средства попросту сгорели при демократических реформах в новой России.

675 погибших и почти 500 инвалидов… Демонстрации, перекрытия Транссиба, горе и море слез.

Сегодня о трагедии рассказал портал IZ.RU.

Столбы огня поднялись на сотни метров, в домах за 10 км от взрыва выбило стекла, напалм прошелся по верхушкам деревьев, а вокруг лежали обугленные вагоны поездов Адлер–Новосибирск и Новосибирск–Адлер. Очевидцы железнодорожной катастрофы под Уфой, которая произошла 3 июня 1989 года в 23.15 мск, навсегда запомнят эту трагическую ночь. Взрыв унес жизни более 500 человек.

В момент, когда два поезда, ехавших навстречу друг другу, встретились на перегоне Улу-Теляк — Аша, произошел сильнейший взрыв. Из-за особенностей рельефа оба состава оказались в огненной ловушке. В 900 м от железной дороги проходил газопровод Западная Сибирь  Урал  Поволжье, и после повреждения одной из труб газ начал просачиваться и скапливаться в низине, образовывая взрывоопасное облако.

Прежде поезда в этой точке никогда не пересекались. По некоторым данным, состав из Новосибирска опаздывал по техническим причинам, а следовавший ему навстречу поезд незадолго до аварии задержался на промежуточной станции, чтобы высадить женщину, у которой начались роды.

Взрыв прогремел с такой силой, что по мощности его сравнивают со взрывом ядерной бомбы в Хиросиме в 1945 году. Ударная волна разлетелась на многие километры, выбив стекла в домах города Аша, расположенного более чем в 10 км от места происшествия. По официальным данным, в обоих поездах было 1284 человека. Однако фактически их количество могло быть куда выше, поскольку в составах были «зайцы» и дети до пяти лет, на которых билеты не выписывались.

В результате удара 11 вагонов были сброшены с путей, семь из них полностью сгорели, а оставшиеся 27 выгорели изнутри. В радиусе 3 км были повалены вековые деревья, а с вертолета место катастрофы, по словам очевидцев, выглядело как выжженный круг диаметром около километра.

Врачи, пилоты и заключенные

Первые звонки поступили ближе к двум часам ночи. Приблизительно тогда же на место происшествия начали выезжать бригады скорой помощи. Поскольку точного адреса у врачей не было, автомобили отправлялись туда по очереди. Так они могли поддерживать связь друг с другом. Дорог в месте аварии не было, поэтому спасателям приходилось добираться до вагонов пешком.

Масштабы катастрофы были настолько велики, что на место отправили практически все бригады скорой помощи, оставив на городские вызовы всего семь машин. По воспоминаниям врачей, несмотря на количество брошенных на спасение пассажиров специалистов, ощущалась нехватка людей, машин и медикаментов. Вскоре к спасательной операции присоединилось расположенное неподалеку военное училище: с помощью вертолетов раненых в больницы начали доставлять гораздо быстрее.

Помощь пострадавшим оказывалась не только из Москвы и близлежащих регионов. Медикаменты поступали из США, Японии, Италии и других стран. По словам очевидцев, спасательный отряд хотели также создать заключенные уфимских тюрем. И хотя власти им этого не позволили, они нашли способ помочь раненым, сдав кровь в местном медучреждении.

Теракт или неосторожность?

Сразу же после аварии в Уфу прилетели генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев и председатель Совмина СССР Николай Рыжков, которые поручили расследовать причины трагедии. Первоначальной версией катастрофы следователи считали теракт, однако вскоре оказалось, что взрыв произошел из-за утечки газа.

Согласно официальной версии, во время строительства провода один из экскаваторов нанес ковшом повреждение. Позже эксперты подтвердили, что на столь мощной технике проводить работы и не затронуть трубы было практически невозможно. При этом одна из основных ошибок заключалась в том, что после окончания всех необходимых процедур строители не проверили качество изоляции близлежащих открытых участков.

Судебное разбирательство длилось около шести лет. Обвинения были выдвинуты против начальника участка, строителей, мастеров и прорабов. Однако из семи человек к ответственности были привлечены лишь двое. Суд приговорил их к двум годам заключения и высылке из Уфы.

1710-й километр

Спустя годы на месте трагедии власти воздвигли восьмиметровый мемориал, у подножия которого можно увидеть путевые таблички, сорванные во время взрыва. Разрушенные пути через какое-то время восстановили, и сейчас по ним продолжают передвигаться составы. Но каждый раз, когда поезда проезжают тот самый 1710-й км Транссибирской магистрали, они останавливаются у построенной возле монумента платформы, чтобы почтить память погибших.

Подробности — Известия

ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь» © 2016
Адрес: 170028, Россия, Тверская область, г. Тверь, ул. Склизкова, д.116, к.1
Телефон: + 7 (4822) 752-748
E-mail: info@zmipi.ru

Просим при публикации информации указывать ссылку на канцелярию ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь».

Последнее обновление информации 19.07.2018 г..

Пользовательское соглашение | Политика Конфиденциальности


Рейтинг@Mail.ru
SiteSpinUp.ru - создание и продвижение сайтов
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля