Игорь Баринов: Европе есть чему у нас поучиться

1 августа ФАДН России внес в Правительство законопроект о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. А 24 августа 2017 года Указом Президента агентство наделено соответствующими полномочиями.

Об этом рассказал руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

— Игорь Вячеславович, в чем феномен не утихающего интереса к миграционной тематике в нашей стране?

— Миграция – это достаточно сложное и неоднозначное явление, связанное со множеством проявлений и сопутствующих процессов. К сожалению, значительная часть населения, особенно в мегаполисах, воспринимает мигрантов через призму негативных стереотипов, сложившихся в обществе в силу разных причин. Да, действительно, еще свежи в нашей памяти резонансные столкновения и массовые события с участием мигрантов. Однако в последнее время в том числе и благодаря работе нашего агентства, которое призвано гармонизировать межнациональные отношения, благодаря грамотной государственной миграционной политике, реализуемой силовыми ведомствами, ситуацию в стране удалось изменить в лучшую сторону. В то же время, все мы активные пользователи сети Интернет и всевозможных масс медиа, которые пестрят иллюстрациями катастрофической миграционной ситуации в Европе и это тоже едва ли способствует формированию доброжелательного отношения к мигрантам со стороны местного населения.

— В Европе действительно все так плохо?

— Мне бы не хотелось давать оценку ни американской «системе плавильного котла», ни европейской политике мультикультурализма, все уже и так очевидно: вердикт и одной, и другой моделям вынесен самими лидерами ряда европейских стран. И совершенно очевидно, что Европе есть чему у нас поучиться. Целью нашей миграционной политики является социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан, а идеология так называемого европейского «мультикультурализма» предполагает сохранение национальной и культурной идентичности мигрантов. Что это значит? Мигрантам это позволяет не просто противопоставлять себя принимающему обществу, но и навязывать свой «миропорядок». Усиленные миграционные потоки последних нескольких лет и полное отсутствие адаптационных механизмов в Европе, не могли не привести к противостояниям на национальной и религиозной почве. По оценкам специалистов, при отсутствии адекватных мер, обострение там будет только нарастать. И это свидетельство не только ущербности европейской миграционной политики, но и государственности, построенной исключительно на этнической обособленности.

— В нашей стране ситуация отличается?

— У нас принципиально иная ситуация: наша страна исторически формировалась как многонациональное государство. У нас «генетический» опыт мирного сосуществования, взаимовлияния и взаимодействия культур, традиций, языков, нам не мешает это оставаться единым «многонациональным народом Российской Федерации». И именно это является нашим безусловным преимуществом. Хотя негативный опыт можно и нужно учитывать.

— А все же государство заинтересовано в миграции? Иногда раздаются то там, то здесь мнения о том, что нужно вообще закрыть границы для миграционных потоков? Насколько эта позиция имеет право быть?

— В демократическом государстве любая позиция имеет право на существование, но я бы предостерёг ее сторонников от поспешных выводов. Актуальность миграции связана прежде всего с неблагоприятной демографической ситуацией последних нескольких десятилетий в России, с постоянным сокращением трудоспособного населения. Каковы пути решения этой проблемы? Первое, и об этом еще в 2012 году говорил наш Президент, использование внутренних резервов страны. А второе и самое очевидное решение, отраженное в том числе и стратегических государственных документах, – приток трудовых мигрантов из-за рубежа. Но этот процесс должен быть управляемым и соответствовать потребностям российской экономики. Кроме того, не нужно забывать об опасных сопутствующих тенденциях: если прибывающими мигрантами не заниматься, то происходит постепенная утрата контроля принимающего населения над собственной локальной средой обитания, что приводит к возрастанию мигрантофобии. Ситуация осложняется тем, что большинство иностранных граждан, прибывающих на работу в Россию, — молодые люди, не адаптированные к жизни в инокультурной среде, не владеющие русским языком даже на элементарном уровне, с низким уровнем личной культуры и воспитания, что неизбежно ведет к социальной межнациональной напряженности, другим опасным последствиям.

— В чем Вы видите выход?

— В совершенствовании механизмов миграционной политики в целом и выстраивании эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории и культуры, традиционного уклада жизни многонационального народа нашей страны. Пришло время для запуска более глубоких процессов: необходима слаженная работа органов власти всех уровней по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также большая просветительская работа с нашими гражданами, то есть с принимающим обществом, по изменению негативных общественных стереотипов в отношении мигрантов.

— По-вашему, нужно работать и с принимающем обществом? Что главное в такой работе?

— Такая работа обязательна, ведь в любом конфликте всегда участвует как минимум две стороны. И разрешить противостояние можно работая со всеми вовлеченными. Наши граждане, нуждаются в просвещении. Так устроен человек, что он отторгает или настороженно относится к тому, чего не знает. Знание уникальных культур и традиций народов, прибывающих к нам в качестве мигрантов, — ключ к гармонизации межнациональных отношений. У нас многонациональная страна с огромной языковой и культурной палитрой и еще одна краска ее только обогатит.

— По поручению Президента России Федеральным агентством по делам национальностей был разработан и внесен в Правительство законопроект о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Почему он не был разработан и принят раньше?

— Ранее были попытки разработки таких нормативных правовых актов. В частности, в 2014 году такой законопроект был разработан Федеральной миграционной службой. Однако он тогда не получил поддержки правительства. Наш анализ также показал невозможность его применения в настоящее время.

— Почему?

— Очевидно, что модель социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, во многом позаимствованная у немцев и положенная прежними разработчиками в основу указанного законопроекта, неприемлема для ФАДН России. И из-за отсутствия территориальных органов, на которых возлагался основной функционал, а также из-за очень высокой его затратности. Речь шла о сотнях миллиардов рублей на строительство и содержание миграционных центов. И еще один момент. В нашей стране не было органа государственной власти, за которым были бы закреплены полномочия по социальной и культурной адаптации и интеграции, из-за отсутствия соответствующих понятий в правовом поле.

— Какой подход к социальной и культурной адаптации и интеграции, а точнее модель легла в основу разработанного Вашим ведомством законопроекта?

— Наш законопроект впервые в российском законодательстве не только закрепляет понятия «социальная и культурная адаптация» и «социальная и культурная интеграция», но и «государственная политика в сфере социальной и культурной адаптации» и «государственная политика в сфере социальной и культурной интеграции», что имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения деятельности в соответствующей сфере. Законопроектом предусматривается выстраивание системы взаимодействия властей всех уровней, включая федеральный. В настоящее время законодательством урегулирован вопрос полномочий в этой сфере только на региональном и муниципальном уровнях. Правовое участие федерального органа исполнительной власти позволит разработать и внедрить единые адаптационные и интеграционные механизмы. Важно, что законопроект предполагает не формирование новой инфраструктуры для этих целей, а использование потенциала уже существующей у некоммерческих организаций, таких как, например, Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Это не только существенно снижает нагрузку на федеральный бюджет, но и делает возможным проведение домиграционной подготовки в странах исхода.

— Какая роль в Вашем законопроекте отводится институтам гражданского общества и какой бюджет?

— Законопроектом предусматривается активное участие некоммерческих организаций в обозначенных процессах. По сути именно они должны стать связующим звеном между властью, обществом, бизнесом, в лице работодателей, и самими мигрантами. Федеральный бюджет, безусловно, понесет расходы, но речь не идет о сотнях и даже десятках миллиардов рублей, мы постарались максимально избежать нагрузки на бюджет. Предполагается выделять субсидии регионам на организацию и проведение комплекса мер и мероприятий, направленных на помощь мигрантам в адаптации и интеграции. При этом при распределении субсидий нами будет применяться дифференцированный подход, то есть больше денег будут получать те регионы, где проблема миграции стоит острее.

— Вы ожидаете принятия законопроекта и что ожидаете после его принятия?

— Системная адаптация и интеграция мигрантов является важнейшим условием эффективной реализации государственной национальной политики, обеспечения мира и согласия в нашей стране. Принятие данного закона позволит снизить уровень нелегальной трудовой миграции, поскольку воспользоваться предлагаемыми мероприятиями по социальной и культурной адаптации смогут те иностранные граждане, которые пребывают на территории страны на законных основаниях, будет способствовать снижению социальной напряжённости в обществе, обеспечению межнационального согласия, повышению эффективности управления миграционными процессами в нашей стране, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, решению демографических и экономических проблем. Поэтому мы, безусловно, заинтересованы в его оперативном рассмотрении и принятии. Но окончательное решение за Правительством и за Государственной Думой.

Источник — газета «Комсомольская правда»

ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь» © 2016
Адрес: 170028, Россия, Тверская область, г. Тверь, ул. Склизкова, д.116, к.1
Телефон: + 7 (4822) 752-748
E-mail: info@zmipi.ru

Просим при публикации информации указывать ссылку на канцелярию ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь».

Последнее обновление информации 20.06.2018 г..

Пользовательское соглашение | Политика Конфиденциальности


Рейтинг@Mail.ru
SiteSpinUp.ru - создание и продвижение сайтов
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля