Культурная антропология

Культурная антропология (социально-культурная антропология, интерпретивная антропология) и лежащий в основе её антропологический подход представляет собой практику по исследованию культурного многообразия и культурных смыслов деятельности человека, а также создаваемых им различных социальных коалиций. Основоположники направления – антрополог В.Я. Пропп, философ М.М. Бахтин, антропологи Ф. Барт, М. Тайлор. В отличие от этнографического (этнологического) подхода в рамках интерпретивной антропологии пересматривается роль и соотношение этнической группы и социальной границы, а базовой единицей анализа является культура. Этничность имеет второстепенное значение по сравнению с процессом культурной идентификации и рассматривается как социальная организация или, если быть точнее, как форма социальной организации культурных различий, когда этническая граница определяет всего лишь группу, а не культурный материал. Таким образом, разнообразие культурных смыслов и культурных репертуаров является определяющим современное разнообразие человечества. В дискурсивных схемах данной исследовательской традиции произошла деконструкция таких понятий как «этнос», «этничность» и, как следствие, переход от употребления понятия «диалога народов» к понятию «диалог культур».

Особую роль интерпретивный подход уделяет изучению процессов социального конструирования реальности. Так, исследователи П. Бергер и Т. Лукман считают, что человек есть результат воздействия на социальный мир и наоборот. В призме их исследовательской деятельности человеческая история представляется как процесс самоконструирования через социальную среду. При этом, по их мнению, особая сложность и пикантность состоит в том, что человек воспринимает продукты человеческой жизнедеятельности как естественно данные (процесс реификации), в следствие чего конструированные реальности (в том числе культурные репертуары) могут восприниматься как изначально данные традиции, равно как и могут приписываться к определённым культурно различимым сообществам.

Таким образом, проблемно-тематическое поле социально-культурной антропологии является тождественным таковому в этнологической традиции. В американском и западно-европейском научном сообществе признается примат социально-культурной антропологии, а в российском научном мире – этнология и социальная антропология являются разделенными, и в силу различий в методе и подходах эти две области социального знания являются полемичными.

 В рамках рассмотрения конфликтов с точки зрения культурной антропологии специалисты ЦМПИ представляют вниманию клиентов общий психологический и исторический фон, изучают культурно-исторические регионы, социально-культурные слои, группы и организации, а также функционирование межкультурных особенностей и методологию взаимодействия.

Для создания полноценной комплексной картины необходимо проведение полевых исследований и рассмотрение письменных, устных и статистических источников с целью осуществления анализа деятельности культурно-различимого сообщества и характерного поведения социальной группы. Кроме того, рассматриваются особенности воспроизведения культурного фона в конкретных группах при индивидуальных обстоятельствах и, как следствие, фиксируются возможные модели поведения.

Реализованные проекты

ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь» © 2016
Адрес: 170028, Россия, Тверская область, г. Тверь, ул. Склизкова, д.116, к.1
Телефон: + 7 (4822) 752-748
E-mail: info@zmipi.ru

Просим при публикации информации указывать ссылку на канцелярию ООО «Центр медиации и прикладных исследований по Тверской области в городе Тверь».

Последнее обновление информации 15.07.2018 г..

Пользовательское соглашение | Политика Конфиденциальности


Рейтинг@Mail.ru
SiteSpinUp.ru - создание и продвижение сайтов
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля